Работаем дома

Пока все дома: как научиться работать «на удаленке» и не впасть в депрессию

Рассказываем, как простым сотрудникам пережить эти перемены без особых потерь — и даже с пользой для себя.
Среди нововведений — приказ не допускать на работу больных сотрудников, а также распоряжение о свободном посещении школ и детсадов. Работодатели отреагировали практически мгновенно — и с понедельника, 16 марта, начали переходить на удаленную работу. Многие сотрудники в панике от перспективы провести в «домашнем офисе» недели или даже месяцы, а эксперты прогнозируют— вирус может стать поводом для бизнеса произвести перманентный сдвиг в сторону «удаленки». Как это повлияет на компании и их сотрудников — и как адаптироваться к новой реальности?

Плюсы удаленной работы

Работа из дома сводит транспортные издержки к нулю — во всех смыслах. Помимо того, что офисные сотрудники тратят на дорогу до работы деньги и время, они еще и расплачиваются за это своим здоровьем. Исследование, проведенное шведскими учеными на выборке из более 20 тысяч человек, показало: необходимость каждый день подолгу добираться на работу плохо влияет на качество сна, общее самочувствие и вызывает состояние усталости и истощения. Если вам приходится ездить более часа в одну сторону, риск всех этих неприятностей растет на 20-60%. Даже если вы не пользуетесь общественным транспортом и добираетесь до работы на машине, 30-60 минут дороги в одну сторону повышают вероятность проблем со здоровьем на 20-40%.
Сам офис может становиться дополнительным источником стресса. Например, если вы работаете в условиях с плохим освещением или недостаточной вентиляцией, это может повышать ваш уровень кортизола — так называемого «гормона стресса».
Проще говоря, неудобный офис может стать фактором риска, например, ишемической болезни сердца. Домашний офис в этом плане гораздо предпочтительнее: в нем вы можете создать такие условия по освещенности, температуре воздуха, уровню шума и т.д., которые вам максимально комфортны — и тем самым снизить уровень стресса от работы.
Перевод хотя бы части работы на удаленку —это хороший способ уменьшить многие поведенческие риски, а также вероятность депрессии и ожирения. Например, люди, которые работают из дома минимум половину времени, гораздо меньше рискуют столкнуться с алкоголизмом — примерно в 1,5 раза по сравнению с офисными сотрудниками. То же самое касается употребления табака — «удаленщики» курят в полтора раза реже. А вот с депрессией и ожирением ситуация более неоднозначная. Судя по всему, риск этих расстройств снижается, если работать из дома примерно раз в неделю — но если перейти полностью на удаленку, то вероятность набрать вес и впасть в депрессию снова увеличивается, примерно до уровня офисных работников.

Есть ли у удаленной работы минусы для сотрудников?

Основной минус тут один — это дефицит общения и последующая социальная депривация, которая, в свою очередь, повышает риск депрессии.
Исследование удаленных сотрудников показало, что чем больше работы человек выполняет дистанционно, тем выше субъективный уровень стресса. Такой стресс, вызванный социальной депривацией,провоцирует тревожные и депрессивные симптомы, а также может снижать уровень нейротрофического фактора мозга — а этот белок отвечает за рост нейронов и развитие нейронных связей. Так что изоляция от коллег может не только ухудшать настроение, но и снижать когнитивные способности человека.

Как быть людям, которым не нравится хоум-офис?

Есть несколько стратегий, которые рекомендуют ученые и опытные предприниматели.
Джефф Хэнкок, профессор по коммуникациям из Стэнфордского университета, предполагаетпочаще есть с людьми по видеосвязи. Как вариант, можете встречаться с коллегами, с которыми обычно обедаете, на виртуальный ланч в приложении для конференции — например, Zoom. «Часто мы хотим проводить время с другими людьми именно для того, чтобы вместе есть и пить. Когда кто-то соглашается на обед или ужин с вами, вы получаете сигнал, что человеку важны ваши отношения», — поясняет Хэнкок. Возможно, если вы продолжите «ходить» на ланч с коллегами как ни в чем не бывало, это поможет вам преодолеть ощущение социальной депривации — и это станет профилактикой депрессии во время вынужденной удаленки.
Другая важная задача для человека, который работает дистанционно — выстраивать правильные отношения с менеджером. И это должно быть ответственностью как самого сотрудника, так и его/ее руководителя. Данные исследования, посвященного удаленной работе,подтвердили— доверительное общение с менеджером помогает людям быть более уверенными в себе, чувствовать больше удовлетворения от работы и испытывать меньше стресса. И вот что интересно — дистанционным работникам требуется больше общения с руководителями по сравнению с их офисными коллегами, чтобы установить тот самый доверительный контакт. И для удаленных сотрудников не столь важны проявления аффекта — они ценят такие разговоры с менеджерами, в которых можно демонстрировать ответственность и профессионализм.
Так что руководители, чьи сотрудники внезапно перешли в онлайн, могут смягчить для них «удар», собирая регулярные «летучки» в формате видеоконференции и обмениваясь идеями, планами и размышлениями о работе в чате. Смолток тоже не помешает — но он в данном случае вторичен. Сами сотрудники тоже могут брать на себя инициативу: если вы почувствовали, что дистанционная работа влияет на вашу самооценку, чаще пишите менеджеру о вещах, которые покажут вашу вовлеченность в работу и компетентность.
Примером удачно реализованной модели дистанционной работы может служить российское издательство МИФ: компания появилась в 2005 году и с самого начала работает исключительно с распределенной командой, сейчас в «удаленном» штате уже 210 сотрудников. Для МИФа удаленка не означает, чтобы люди должны лишаться общения с коллегами — в издательстве большое внимание уделяют корпоративной культуре. Все совещания проходят в формате видеосвязи, но перед началом обсуждения стараются не забывать просто поболтать — о том, как дела, какие планы, как прошли выходные. Как ни странно, уверяют в МИФе, это помогает настроиться на рабочий лад. 

Источник: https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/forbeslife/395219-poka-vse-doma-kak-nauchitsya-rabotat-na-udalenke-i-ne-vpast-v-depressiyu