Собственно, первые исследования последствий удаленной работы в США и Европе показали, что рабочий день на удалёнке стал в среднем на 2 часа больше. То, что раньше можно было по-быстрому обсудить возле кулера или на лестнице, теперь надо оформить письмом, сообщением, а то и целой инструкцией. Фрилансеры злорадствовали: ага, теперь и вы поняли, что работать дома не намного легче, чем в офисе, а то и тяжелее.
ЖУРНАЛИСТ собрал полезные советы для тех, чья жизнь превратилась в хаос.
Выясните все юридические вопросы о новых отношениях с работодателем, касающихся формата работы и гарантий заработной платы. Министерство труда на момент написания материала уже начало разрабатывать отдельные положения о временной удаленной работе, а коллеги из Sdelano.media ответили на самые распространенные вопросы. Основной документ на время удаленной работы — это глава 49.1 Трудового кодекса РФ. Некоторые посчитали, что будет удобнее отправиться в отпуск за свой счет, чем адаптироваться к новым рабочим условиям, но пока нет никаких гарантий, что через месяц карантинные меры снимут, а личный бюджет не кончится.
Поддерживайте прежний режим труда и отдыха. Пожалуй, это главный закон фрилансера — максимально имитировать «биологические» циклы работы, четко делить день на работу и «неработу», а также квартиру на рабочие зоны и зоны отдыха. Сложнее всего, конечно, объяснить домашним, что в течение определенного времени они должны делать вид, что вас тут нет. Вставайте в то же время, организуйте планерки и звонки в обычное для себя время суток, устраивайте привычные перекуры и обеденный перерыв. Учитывая, что, оставаясь дома, крайне обидно было бы «просиживать штаны», попробуйте делать привычные дела быстрее. Скажем, зачем тратить целый час на просмотр новостей в разных источниках, если можно быстро пробежаться по агрегаторам и нескольким новостным ботам и скорее приступить к работе. Возможно, вы добьетесь того, что всю работу будете выполнять не за 8 часов, а за 4, за счет борьбы с «раскачкой».
Не воспринимайте других людей свободными 24 на 7, даже если все находятся онлайн. Опять же пользуйтесь привычными понятиями рабочего графика и цифрового этикета: не беспокойте людей раньше 9 утра и позже 6-8 вечера, не звоните без предупреждения и договоренности, не ждите моментального ответа на свое сообщение. В идеале расскажите публично о своем графике в своих аккаунтах. Например: я работаю удаленно, но принимаю звонки по предварительной договоренности, до 12 я занят планированием и выполнением срочных дел, а максимально настроен на общение с 16 до 18. Сообщите все возможные способы связи с вами и обозначьте те площадки, где вас лучше не беспокоить. Чтобы не потеряться в тоннах сообщений (ведь часть личного общения трансформировалась в эпистолярный жанр), принимайте рабочие послания только в один канал — например, на корпоративную почту.
Понимайте, что другие люди тоже перегружены, особенно пиарщики. Представьте, сколько запросов сейчас приходит в профильные ведомства и службы, которые обладают информацией по пандемии или связанными с ней фактами. Скорее всего, отдельные учреждения вообще лучше не беспокоить без крайней нужды, если они заняты круглосуточной борьбой за жизнь людей. Мне, например, поступает достаточно много запросов от коллег с просьбой прокомментировать дистанционное образование на примере СПбГУ. Ответ прост: чем больше я комментирую ситуацию, тем меньше у меня времени на обеспечение нормального дистанционного обучения.
спользуйте освободившееся от дороги время на прогулки и общение с семьей. В самом тяжелом положении оказались семьи, в которых оба супруга работают дистанционно, а дети отправлены на карантин в школе или детском саду. Появилось много шуток на тему второй половинки в трусах, которая неожиданно может появиться на заднем плане во время видеоконференции, котов и других питомцев, которые участвуют в интервью и совещаниях. Но в жизни это совершенно не весело, когда нужно вести серьезную беседу, а в ухо кричит ребенок, который потерял игрушку. Выделите время, которое раньше вы тратили на дорогу, и сходите на прогулку. А потом возвращайтесь и включайте кино для всей семьи.
а видеоконференциях по возможности всегда включайте видео и аудио, чтобы показать заинтересованность и открытость. Дистанционная работа лишает нас живого общения с другими людьми, а потому важно не только слышать, но и видеть тех коллег, кого вы привыкли видеть регулярно, в том виде, в котором они обычно ходили на работу. Видеосвязь лишает возможности читать эмоции по мимике и движениям тела, особенно если собеседник выглядит как черный квадрат с именем. В коммуникации достаточно много решается именно невербальными сигналами. Если вы демонстрируете себя в кадре, то показываете свою заинтересованность в беседе, открытость к разговору, просто вежливость по отношению к собеседнику. Одна из популярных платформ для видеосвязи, кстати, выяснила, что люди быстро научились обманывать своих визави, подставляя камере ноутбука свое фото и даже зацикленное видео.
Не забывайте о будущем: пандемия кончится, а какие-то привычки удаленной работы могут оказаться полезными. Первая неделя удаленной работы показала, что некоторые совещания можно было и пропустить, а отдельные процессы в редакции совершенно не требовали присутствия в офисе. Возможно, в будущем стоит отказаться от отдельных офлайновых практик.
И наоборот, дистанционный формат хорошо демонстрирует важность конкретной работы именно в условиях личного контакта.
Источники: https://radioportal.ru/news/udalennaya-rabota-7-sovetov-
https://pixabay.com/ru/