Где начинается текст:

Гала Узрютова о писательском пути для тех, кто хочет начать

Гала Узрютова — писатель, поэт и драматург, участник писательских резиденций, лауреат российских и международных премий, чьи книги издаются в России и за рубежом. Среди наиболее известных произведений автора из Ульяновска: «Обернулся, а там — лес», «Снег, который я пропустил», «Страна Саша», «Выбор воды», «Я с вами не разговариваю, или Страна Женя».
В нашем интервью автор размышляет о работе с текстом и о том, что помогает делать первые шаги в литературе. Кстати, Гала — выпускница Факультета культуры и искусства УлГУ.

НАЧАЛО И ОШИБКИ

Вы уже с юности начали публиковаться. С чего начался ваш путь? Когда вы попробовали в первый раз написать?
— У меня не было другого выбора. В детском саду после одного случая я столкнулась с избирательной немотой, был период, когда я почти ни с кем не могла общаться: оставалось только писать. Письменная речь стала главной. Это такой способ жить — родиться письмом. Это оно тебя живет, а не ты его.
Какие ошибки чаще всего совершают начинающие авторы? Какие совершали лично вы?
— Писать в тренд, подражать кому-то, фокусироваться на продвижении, а не на качестве текста, и сразу выкладывать всё в сеть. Когда начинала, мне тоже хотелось сразу публиковать тексты, и я это делала. Хорошо хоть юность прошла без интернета и самые первые вещи остались в тетрадях и на листах, которые заполняла на печатной машинке.
Иногда автор, закончив одну вещь, больше не пишет, пока ее не пристроит. Но бывает так, что время текста приходит лишь через много лет, и за эти годы можно написать не одну вещь. Например, повесть «Страна Саша» я написала в 2009, издали ее в 2019, а фильм по книге вышел в 2022 году. Но все это время я продолжала писать. Роман «Выбор воды» писала с перерывами около 7 лет.
Конечно, бывают случаи, когда автор «взлетает» сразу, но для многих писателей проходит пять-десять лет до того, как будет опубликована первая большая вещь. К этому нужно быть готовым, если письмо — ваша жизнь.
Как справиться с этими трудностями?
— Самое сложное — понять, какой вы автор. Часто это происходит не сразу, но со временем вы понимаете, кто вы, о чем и как хотите писать, нащупываете ваши ноты и язык. Тогда уже легче поймать свою волну и двигаться в собственном танце.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Как вы подходите к работе над черновиком? Что для вас важнее на первом этапе — структура или поток идей?
Пишу интуитивно, без плана и карточек. Сажусь за ноутбук, когда текст внутри уже готов, но финала никогда не знаю. Иначе мне было бы неинтересно писать.

Работа над сценарием в поезде

Есть ли какие-то особые ритуалы, которых вы придерживаетесь во время работы?

— Ритуалы меняются в зависимости от места, в котором работаю над текстом. Если пишу каждый день дома, я целиком в тексте, нужна полная тишина. Внутри вертится некий ёж текста, и прекратить его шевеление, дыхание — и просто пойти, например, на прогулку — это нарушить его жизнь, отнять её. Так и верчусь часа четыре с утра вместе с этим ежом, больше писать не могу. Где была эти четыре часа? Не знаю. Настроиться помогают медитации, дыхательные практики и долгие прогулки. Многие ответы на вопросы, подвисшие в тексте, приходят именно во время прогулок.
Если же работаю в писательской резиденции, то сливаюсь с ритмом места. Так было, например, когда дописывала роман «Выбор воды» в резиденции во Владивостоке: после утренних практик я обязательно шла к морю, «нагуливала» текст и потом уже садилась писать готовый.

Из путешествия по Норвегии

— Насколько важны дисциплина и режим в писательской работе?

— Самое сложное во всём этом — не вмешиваться. Полностью отдать себя под текст на долгое время. Всё равно что сдать кому-то квартиру и каждый раз сдерживаться, чтобы не искать предлог и не зайти к арендатору — посмотреть, так ли он живёт, ничего ли не испортил, не разодрала ли его кошка диван. Текст — вещь абсолютно живая, физическая, телесная. Он живёт так же, как и мы, вертится внутри и с помощью меня проявляется. В эти периоды больше ничего невозможно делать, нужно отказаться от всего.

— Какие приёмы или упражнения вы порекомендуете для развития писательского стиля и навыков?

— Лучшее упражнение — это путешествие, причем даже в формате длинной и главное — бесцельной — прогулки по району, когда находишься в моменте, осознаешь его и наблюдаешь. Без телефона, без сети. Внешнее движение пробуждает движение внутреннее. Попробуйте активное внимание в том месте, где, как вам кажется, ничего не происходит. Наблюдая, вы увидите, как на самом деле там многое движется.
Тишина, молчание — тоже полезные для автора вещи.

— Как справляться с творческими кризисами и страхом белого листа?

— Принять, прожить их, воспользоваться моментом и отдохнуть, набраться энергии. Это абсолютно естественно. Вы же не машина, которая штампует тексты.
Роман «Выбор воды» (2024). Фото: Лиана Величко
Книга «Страна Саша» (2019) в Южной Корее (издательство Sunest)
Обложка сборника стихотворений на английском, вышедшего в Канаде в 2021 году
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Нужно ли давать пробный текст на прочтение другим?
— Да, конечно. Если нет возможности поработать с профессиональным редактором, можно дать почитать и знакомым. Важно, чтобы этот человек был объективен, что в случае с родственниками и друзьями бывает не всегда. Но случается и наоборот. Например, первый читатель моих текстов — сестра, художник, культуролог, редактор Юлия Узрютова. Она всегда говорит мне всё прямо, не жалея. Так было, например, с романом «Выбор воды». После слов Юли я переписала половину романа, что заняло около года. Очень рада, что её послушала.
Хороший способ услышать, верно ли звучит текст — прочитать его вслух.
Страх очень многих начинающих – непризнание и замечания. Это часто принимают близко к сердцу. Как вы реагируете на конструктивную критику, а как — на хейт?
— Конструктивная критика — это полезно, её воспринимаю с любопытством.
Что касается хейта, важно помнить: это никогда не о вас, а всегда о том человеке, которому очевидно сложно, больно в данный момент. Когда человеку хорошо, когда он рад и счастлив, находится в гармонии с собой, он не будет никого хейтить.
Нередко творческие люди сталкиваются с неодобрением не только от незнакомых людей, а даже в своём кругу. Как на ваше занятие писательством отреагировали близкие? Поддержали или, может, отнеслись скептически?
— Близкие меня в этом всегда поддерживают, за что я очень им благодарна.

Фото 1: Афиша фильма «Страша Саша» на Берлинском международном кинофестивале 2022

Фото 2 и 3: Мария Мацель и Марк Эйдельштейн на российской премьере фильма по книге «Страна Саша» (2022)

ПЕРВЫЙ ШАГ
Как начинающему писателю заявить о себе?
— Участвовать в литературных конкурсах, отправлять тексты в журналы, на питчинги, подавать заявки в литературные мастерские и писательские резиденции. Например, резиденция в Переделкине не только предоставляет возможность почти месяц поработать над текстом, но также проводит питчинги с представителями ведущих издательств, литагентами. Там авторы могут напрямую представить свой текст редакторам. Если вам до 35 лет, можно подать заявку на российско-итальянскую премию «Радуга», а также премию «Лицей», результаты которой привлекают внимание издательств. Рукописи принимает и премия «Большая книга».
Были ли моменты, когда хотелось всё бросить? Что помогло вам не сдаться на ранних этапах?
— В юности были такие моменты, но всегда появлялся какой-то знак (или человек), через который(-ого) я понимала — продолжать. Потом я уже осознала, письмо — это такой мой способ жить и по-другому я не умею.
Какие три главные вещи должен помнить каждый начинающий писатель?
Продолжать писать, даже если кажется, что это никому не нужно.
Не публиковать первые написанные вещи в сети.
Слово воздействует физически, к нему важно относиться бережно.
Автор: Валерия Климахина
Made on
Tilda