"Уважение к собеседнику должно быть всегда"
Интервью с бывшим диктором ульяновского телевидения Александром Тихоновым.
Телевидение, каким его помнят наши бабушки и дедушки, давно кануло в лету. Звёзды тех времён сменились новыми личностями, кумирами и лидерами мнений. Мы решили вернуться во времена, когда телевидение отражало совершенно другие идейные течения, ценностные ориентиры и позиции. А помог нам в этом Александр Тихонов - легендарный диктор ульяновского телевидении и настоящий профессионал своего дела, карьера которого завершилась вот уже 20 лет назад.
- Александр Михайлович, вы пришли на телевидение в 1963 году, имея за плечами театральную подготовку. Почему всё же телевидение? Как так вышло?

- Мне просто захотелось попробовать себя на новом поприще и я принял участие в телевизионном отборочном конкурсе на должность диктора. Требования к претендентам в нем были довольно жесткими. Необходимо было уметь делать практически все, быть уже готовым, грамотным специалистом. У меня был хорошо поставленный голос, приятный тембр, а это уже 50 процентов успеха. Дело в том, что это на радио голос – основа всего. А на телевидении и внешность, мимика имеют большое значение. Я подходил и по этим параметрам.

- То есть вам всё же пригодилось то, чему вы научились в театре?

- Естественно. Диктор всегда на виду, поэтому поведение его должно быть соответствующее, а профессия актера помогает чувствовать себя свободно и уверенно перед микрофоном.

- А чему-нибудь все-таки пришлось учиться заново?

- Общению с разными людьми, умению расположить их к доверительному общению в процессе интервью.

- Скажите, пожалуйста, диктор - подчинённая профессия, ведь его задача - грамотно прочитать уже готовый текст? А приходилось ли вам идти наперекор редакторам и отстаивать свою позицию?

- Да, да и ещё раз - да. Приходилось и делал. В то время это были необходимые меры, и я смело отстаивал свою точку зрения.


- За многие годы работы диктором обрели ли вы то, что называют славой? Принял ли вас зритель, как вы считаете?


- Я просто об этом не задумывался. Естественно, узнавали на улицах, и не только в Ульяновске, но и в других городах, в том же Саратове, например, откуда я приехал сюда.

- А с какими-то известными личностями, может, даже со звёздами вам приходилось общаться?

- Знаете, за всю мою многолетнюю телевизионную карьеру общался с очень многими интересными людьми, поэтому сейчас очень сложно вспоминать и назвать конкретные имена.

- Скажите, что вы считаете самой большой своей профессиональной удачей? Был ли в вашей работе какой-то opus magnum?

- Для телевизионного диктора, как я уже говорил, главное - суметь раскрыть человека, который пришел к вам на интервью. В наше время именно дикторы этим занимались. Позднее интервью готовили уже журналисты.


"Самое главное в любой профессии – всегда быть недовольным собой"
- Возникало ли когда-нибудь разочарование в профессии или то, что рушило ваши ожидания?

- Я любил свою работу, поэтому разочарования не было. На мой взгляд, самое главное в любой профессии – всегда быть немного недовольным собой. Во мне это присутствовало всё время. Просматривая видео эфиров, я постоянно оценивал то, как выгляжу, как веду себя в кадре, подмечал моменты, над которыми стоит поработать. В интервью очень важно не ставить себя выше того, с кем ты общаешься. Если человек почувствует, что ты давишь на него, он тут же закроется. И как бы вы ни старались в дальнейшем, вряд ли получится доверительный разговор. Люди все разные, и к каждому необходимо найти свой подход. Тем более, если общаешься с известной личностью.
На телевидении в свое время была передача "Встреча для вас", которую я вел. В рамках этой программы часто приходилось общаться с актерами, приезжающими в Ульяновск на гастроли. Чтобы быть "на уровне", я заранее старался побольше узнать о каждом из них, ходил в библиотеку, изучал биографию...Для меня было важно - знать материал, с которым предстояло работать.


- Изучение бэкграунда раньше было гораздо труднее?

- Естественно, приходилось использовать не только голову, но и ноги. Сейчас, если есть компьютер или вовсе смартфон, ты легко найдешь любую информацию из википедии, Яндекса... В наше время ничего подобного не было.
Справка
В 70-десятые годы телевидение стояло у самых истоков. Ни о какой перезаписи и тем более монтаже материала речи быть не могло. Ну и само собой, если в эфире случались непредвиденные обстоятельства, «уйти на рекламу» было невозможно. Александр Тихонов же относился к записям своих программ, как к материалу, по которому можно было проводить работу над ошибками.
- Сейчас многие говорят, что профессия диктора изжила себя. На смену им пришли блогеры, модераторы... Как вы считаете, зрители что-нибудь потеряли вместе с ней?

- Культуру потеряли. Сейчас ведущим может стать любой человек с улицы - без определенных навыков, образования. А настоящий диктор был эталоном культуры речи, образованности, общения с людьми. Мы всегда уважали того, с кем беседовали.

- То есть вместе с дикторами, на ваш взгляд, ушла культура речи?
- Конечно. Сейчас телевидение в погоне за рейтингами, к сожалению, забывает о культуре, воспитании, грамотности. Среди журналистов много не образованных, полуграмотных людей.

- Может, мало читают, поэтому плохо и говорят?

- Естественно, чтобы много знать, надо много учиться. Жизнь – это постоянная школа, учение и познание. Самое страшное, что сейчас все считают себя великими блогерами, модераторами. И очень мало настоящих журналистов, которые действительно профессионально занимаются своим делом.
- Всё чаще люди в жизни создают себе кумиров, после чего сбиваются с ориентиров и не знают, куда идти, за кем следовать. А вы сами кем в молодости вдохновлялись?

- Я впервые попал на телевидение в 1959 году, когда ещё занимался в драматическом кружке в Саратове. В 1970 году приехал в Ульяновск. Телевидение тогда только начинало развиваться, так что примеров для подражания как таковых и не было. И учиться приходилось только на своем опыте.

- Каким вы хотели бы видеть телевидение сейчас? Можно ли вернуть какие-либо прежние идеи, что-то поменять?

- Да просто к людям надо быть ближе. Телевидение должно воспитывать аудиторию, внедрять культуру, продвигать ее в массы, делать людей чище, а не выносить на обозрение их "грязное белье". Мне, например, это не интересно. Уважение к человеку должно быть прежде всего. А сейчас его нет.

- То есть вы считаете, что главная проблема в наше время - это отдалённость от людей?

- Естественно. Человек, будь-то знаменитость или простой труженик, должен рассматриваться как личность и быть интересен, как личность. А сейчас в любом из героев ищут не его достоинства, а сплошные недостатки.

- Среди тех, кто сейчас работает на телевидении, есть близкие вам по духу люди? Симпатизируете кому-нибудь?


- Сложно сказать... Я считаю, многие из настоящих профессионалы уже ушли. Среди них, например, Владимир Ухин...Это была целая эпоха. А из тех, кто остался, немало таких, которые возомнили себя великими журналистами: "Я всё знаю, всё умею". А это вовсе не главное.
- Так всё же, может, есть какие-то пожелания для телезрителей нашего возраста (кроме, конечно, не смотреть телевизор)?

- Смотрите то, что вам интересно, а не всё подряд. Сегодня единственным хорошим каналом, я считаю, канал "Культура". Есть, конечно, познавательные, интересные передачи и на центральных каналах, на "России", например. А вот "Первый" канал я, к сожалению, перестал любить.

- Первый канал подвергся влиянию современных тенденций, этого не отнять...

- Да, мне страшно за то, что творится. Во главу угла поставлены деньги и больше ничего.

- Такие времена...

- Да, к сожалению. Дело-то в том, что сегодня и зритель такой. Его ведь тоже надо воспитывать, понимаете? В любом случае телевидение должно нести что? Культуру!

- А что вы могли бы посоветовать будущим телевизионщикам? Это для нас сейчас очень актуально.

- Любите свою профессию по-настоящему и никогда не стройте из себя звезду. Будьте достойными людьми, знающими и любящими своё дело.

- И последний вопрос, отчасти философский. Вы счастливый человек? Профессия помогла вам обрести счастье?

- Ну, во-первых, полное счастье бывает, наверное, только в раю. А, в общем-то, я не зря прожил жизнь. Можно сказать, я удовлетворён тем, что делал. Уйдя с телевидения в 2000 году, начал преподавать. Уверен, что смог многому научить молодое поколение. Люди до сих пор узнают меня, благодарят за общение, помощь, поддержку. А это самое главное.

Александр Тихонов ушёл из телеэфира в 2000 году. О своём решении не жалеет и считает, что оно принято вовремя. Сейчас он передаёт своё мастерство молодёжи. Преподаёт в школе речевого мастерства, которую открыла ещё один известный диктор — Людмила Ляшенко.

Подготовил: Алексей Самсонов
Made on
Tilda