«Photoshop – это не ругательство»
Владимир Кочетков - о победе в экспериментальной номинации 55-й областной фотовыставке
Владимир Кочетков – ульяновский фотограф, работы которого побывали на выставках России, Франции и Белоруссии. За свою жизнь Владимир одержал не одну победу. В 2023 году в копилку фотографа добавился новый успех – первое место в номинации «Эксперимент» 55-ой областной фотовыставки «Ульяновская область – территория талантов». Мы взяли интервью у Владимира и узнали о том, как он совершенствует навыки и находит особый подход к съемке.

– Владимир Александрович, расскажите, первый ли год вы
участвуете в областной фотовыставке или для вас это стало ежегодной
традицией?


– В фотовыставках я стал участвовать где-то в 1979 году. Тогда я
ходил в фотоклуб, которым руководил Валерий Петрович Щеколдин. Под
его руководством мы, члены клуба, часто занимали призовые места в
конкурсах. В областной фотовыставке я участвую уже который год. Свой
первый диплом 3-й степени получил ещё в 1981 году. Тогда эта выставка
называлась по-другому: «Родина Ильича – сегодня»

– Помимо областной, в каких выставках вы участвовали ещё?


– Уже позже выигрывал я, например, в Минской фотовыставке. Это было в 2014 году. Тогда занял 1-ое место в международном конкурсе фотографий «4383 дня детства» в номинации «Детский мир». Победу разделил с белорусом. В том же году я участвовал в Фотобиеннале современной фотографии. Выставка проходила в Русском музее в Петербурге. По завершению мероприятия, организаторы запросили у меня разрешение на временное хранение моих фото в музее. В 2013 году я с коллегами Владимиров Ламзиным и Сергеем Юрьевым посетил Францию. Мы организовали выставки в Париже и городе Бордо. Во время выставок я заметил интересное явление: местные жители больше обращали внимание на фото, где был изображён быт русского народа.

– Как вы можете оценить фото с 55-ой фотовыставки ваших молодых коллег, которые только начинают свой путь в фотографии? Есть ли фото, которые отличились и запомнились вам?

– У Александра Кожевникова интересные фотографии. Видно, что он, возможно, уже не первый год фотографирует. В его фото есть эмоции, характер. Может быть, стоит немного кадрировать некоторые фотографии, ведь главный объект должен выделяться. Видно, что подходит творчески к кадрам Клим Долгов, много уже знает. Снимает он хорошо, на уровне профессиональной фотографии и темы выбирает более значимые. Например, фотокадр «Силуэт» хорошо снят.

О замечаниях. Коротко и не ругая, не уча, потому что у молодёжи свой взгляд. Что я могу сказать: некоторые фотографы представили на выставку незавершённые работы – как сняли, так и показывают. Какие-то кадры требуют постобработки. Я считаю, что это неуважение к зрителю. Не надо показывать снимки на общее обозрение незаконченными. Это неправильно. Ты можешь показать фотографию другу – это одно дело. А для выставки – фото должно быть завершённым.

Фото: Клим Долгов. "Силуэт" 2023 г.

– Поговорим о вашем победном фото в номинации «Эксперимент». Расскажите, как создавался этот кадр? Кто изображён на нём?


– На фото изображен мой друг журналист Володя Ламзин. Он не обижается, что я над ним так издеваюсь и использую его как подопытного для моих работ. Иногда Володя и сам просит поэкспериментировать с его кадрами. Так и получился этот снимок. Это называется наложение фото на фото с применением фотофильтров. Моё творение было сделано в 2018 году. Кадр долго лежал, а тут номинация подошла по тематике, и я решил его выставить.

Победное фото Владимира Кочеткова в номинации "Эксперимент"

– А когда вы начали заниматься фотомонтажом?


– Примерно в 2017-2018 году попался мне в интернете видеоролик по монтажу зарубежного автора. Я решил попробовать также. Получилось. Сейчас у меня более 50-ти таких манипуляций. Уже долгое время я использую фотошоп. И я хочу сказать, что это не ругательство. Фотошоп – это та же фотолаборатория. Просто раньше, чтобы получить фотографию, нужно было поработать руками. Тратилось много времени и сил, но не всегда результат выходил хорошим. А сейчас, чтобы выделить главный объект съёмки, нужны лишь мышка и компьютер. Сидишь за столом, творишь, а копилка периодически пополняется новыми работами.

– Расскажите о том, как приходят идеи съёмок?

– Идеи приходят просто. Иду на мероприятие и там уже вылавливаю, что мне нравится. Когда ты сам по себе – это простор для творчества. А вот, когда иду на задание, то это уже убивает всю художественность. У заказчика редакции свои серьёзные требования, а у меня то взгляд юмористический. Очень люблю снимать детей, спорт, мгновения, где люди заняты своей деятельностью. Привлекают моменты с юмором и иронией.

В такие съёмки стараюсь одеваться не броско, стараться быть «своим».

– В основном вы снимаете не постановочные кадры. Поделитесь советом, как оказаться в нужном месте, в нужное время, ещё и в нужный момент?


– Нужно тренировать в себе наблюдательность. Обычно это вырабатывается у фотографа с годами. На съёмку я иду уже заряженный: высматриваю свет, нахожу интересных людей. Выступаю в роли наблюдателя, так сказать. На фотоаппарате все настройки выставляю заранее, чтобы в нужный момент только нажать на кнопку. И вот так идешь, гуляешь, как только видишь что-то необычное, то поднимаешь фотоаппарат и быстро делаешь кадр. Фото получаются живыми, передающими чувства. А постановочные фото – не мой конек. В таких кадрах нет настоящих эмоций. А снимок должен быть правдивый.


– Но в вашей коллекции есть постановочные фото, однако, люди на них выглядят натуральными. Какой подход вы находите, чтобы человеку было удобно и комфортно проводить с вами съемку?

– Если уж приходится снимать постановочные фото, то я стараюсь быть своим. Сначала надо познакомиться, расположить к себе. Где-то шутка, где-то прибаутка. Нужно сказать, что ты хочешь от клиента, спросить, что он хочет от тебя. В общем, налаживаю контакт. Во время съёмки я стараюсь увидеть момент, где человек раскроется. Тогда такие могут быть кадры – лучше всех постановочных.

– Есть ли у вас запоминающаяся история, связанная с какой-либо съёмкой?

– В армии я служил в Самаро-Ульяновской Железной дивизии. Она была сформирована в гражданскую войну и освобождала наш город от белогвардейцев. После службы я стал работать на Контакторе. Там у нас сформировалась инициативная группа комсомольцев. Наша команда решила поучаствовать в турслёте. Между комсомолами проводили сначала районный, а затем городской этап. Одна из номинаций называлась «Патриотическое воспитание». Для мероприятия мы делали альбом про Железную дивизию. Я с коллегами ходил по местам боёв и снимал ветеранов. Это был 78-ой – 80-й год. Тогда ещё можно было застать участников гражданской войны. И вот мы приходим в деревню, спрашиваем, есть ли ветеран, который участвовал в боевых действиях. Для нас выводят пожилого человека: он весь нарядный, в пиджаке. Мой друг задаёт вопрос о том, как ветеран воевал в гражданскую войну. Все готовы выслушать интересные истории дедушки и тут он кратко отвечает: «Да мы этим красным так надавали!». Я и коллеги стоим в ступоре. Мы ведь пишем про «красных», а он за «белых» был! Ну ветеран старенький, не понял, что к чему. Мы отсняли дедушку и уехали. Вот такая вот история была. У меня его фото до сих пор лежит в коллекции.

– Что для вас значат ваши фотографии?

– Я снимаю мгновения жизни. Ведь одно из важных свойств фотографа – запечатлеть момент вечности фотографии в нужный момент. Снимки ценны своей моментальностью. А у нас вся жизнь состоит из мгновений, из долей секунд. Мероприятия пройдут, а моменты фото останутся на всю жизнь.

Подготовила: Алина Мистякимова
Made on
Tilda