– Помимо областной, в каких выставках вы участвовали ещё?
– Уже позже выигрывал я, например, в Минской фотовыставке. Это было в 2014 году. Тогда занял 1-ое место в международном конкурсе фотографий «4383 дня детства» в номинации «Детский мир». Победу разделил с белорусом. В том же году я участвовал в Фотобиеннале современной фотографии. Выставка проходила в Русском музее в Петербурге. По завершению мероприятия, организаторы запросили у меня разрешение на временное хранение моих фото в музее. В 2013 году я с коллегами Владимиров Ламзиным и Сергеем Юрьевым посетил Францию. Мы организовали выставки в Париже и городе Бордо. Во время выставок я заметил интересное явление: местные жители больше обращали внимание на фото, где был изображён быт русского народа.
– Поговорим о вашем победном фото в номинации «Эксперимент». Расскажите, как создавался этот кадр? Кто изображён на нём?
– На фото изображен мой друг журналист Володя Ламзин. Он не обижается, что я над ним так издеваюсь и использую его как подопытного для моих работ. Иногда Володя и сам просит поэкспериментировать с его кадрами. Так и получился этот снимок. Это называется наложение фото на фото с применением фотофильтров. Моё творение было сделано в 2018 году. Кадр долго лежал, а тут номинация подошла по тематике, и я решил его выставить.
– А когда вы начали заниматься фотомонтажом?
– Примерно в 2017-2018 году попался мне в интернете видеоролик по монтажу зарубежного автора. Я решил попробовать также. Получилось. Сейчас у меня более 50-ти таких манипуляций. Уже долгое время я использую фотошоп. И я хочу сказать, что это не ругательство. Фотошоп – это та же фотолаборатория. Просто раньше, чтобы получить фотографию, нужно было поработать руками. Тратилось много времени и сил, но не всегда результат выходил хорошим. А сейчас, чтобы выделить главный объект съёмки, нужны лишь мышка и компьютер. Сидишь за столом, творишь, а копилка периодически пополняется новыми работами.
– В основном вы снимаете не постановочные кадры. Поделитесь советом, как оказаться в нужном месте, в нужное время, ещё и в нужный момент?
– Нужно тренировать в себе наблюдательность. Обычно это вырабатывается у фотографа с годами. На съёмку я иду уже заряженный: высматриваю свет, нахожу интересных людей. Выступаю в роли наблюдателя, так сказать. На фотоаппарате все настройки выставляю заранее, чтобы в нужный момент только нажать на кнопку. И вот так идешь, гуляешь, как только видишь что-то необычное, то поднимаешь фотоаппарат и быстро делаешь кадр. Фото получаются живыми, передающими чувства. А постановочные фото – не мой конек. В таких кадрах нет настоящих эмоций. А снимок должен быть правдивый.